Православие на Дальнем Востоке: публикации

Преемники епископа Иннокентия (Вениаминова)

Дата публикации 26.08.2008   Количество просмотров 4592
Ермацанс И., Амурский областной краеведческий музей
им. Г.С. Новикова-Даурского

Духовное наставничество паствы всего дальневосточного края долгие годы (1840-1868) осуществлял Святитель Иннокентий (Вениаминов). Он принес свет православия в эту отдален¬ную окраину России. В 1858 году Преосвященный Иннокентий избрал местом своего пребыва¬ния г. Благовещенск. Сюда же была перенесена архиерейская кафедра из г. Якутска.

Спустя 10 лет. 18 января 1868 года, здесь в г. Благовещенске Преосвященный Иннокентий получил известие из Санкт-Петербурга от обер-прокурора Священного Синода графа Д.А. Тол¬стого о своем назначении митрополитом Московским и Коломенским. Уже на следующий день, 19 января он отправил депешу графу Д.А. Толстому, в которой в частности сообщил, что хотел бы видеть своим приемником на архиерейской кафедре в г. Благовещенске Преосвященного Вениамина С еленгинского. В письме же Толстому Преосвященный пишет: «С изумление и тре¬петом вчера я получил и прочел телеграмму от вашего сиятельства от 5 числа текущего месяца. С полной преданностью Царю небесному и благоговейным послушанием царю земному приемлю новое Его назначение меня на служение церкви - без всякого рассуждения о моих силах и трудностям предстоящего мне поприща. Да будет воля Господня во всем и всегда! Приношу нашему сиятельству мою искреннюю благодарность за поздравление меня с новым назначени¬ем».

Последователями Преосвященного Иннокентия на благовещенской кафедре стали 12 епископов, краткие биографии которых предлагаются ниже.

1868 - 1873. Епископ Вениамин (Василий Антонович Благонравов)

Уроженец Тамбовской губернии, сын священника.

Закончил Тамбовское духовное училище и духовную семинарию (1846). В 1849 году по¬стрижен в монашество. Окончил Казанскую духовную академию со степенью магистра (1850). В 1856 получил сан архимандрита. Через 2 года назначен ректором Томской духовной семина¬рии (1858). затем ректором Костромской духовной семинарии (1861). Но до вступления в по¬следнюю должность Пр. Иркутским Порфирием назначен начальником Забайкальской миссии. 20 мая 1862 г. хиротонисан во епископа Селенгинского. викария Иркутского епископами Ир¬кутским Парфением и Красноярским Никодимом. одновременно назначен настоятелем Забай¬кальской духовной миссии.

17 марта 1868 получил назначение на самостоятельную кафедру Камчатской. Курильской. Алеутской епархии в г. Благовещенске. С приездом епископа Вениамина связано возвращение на амурскую землю чудотворной икона Албазинской Божьей Матери «Слово плоть бысть». ко¬торую он привез с собой. По его заказу для иконы был изготовлен серебряный оклад. При непо¬средственном участии Пр. Вениаминова в 1871 г. в Благовещенске открылась духовная семина¬рия. В 1873 году отреставрирована Николаевская церковь (первая церковь в Амурской области). Новый иконостас был устроен из икон, пожертвованных епископом Вениамином. По благосло¬вению Преосвященного в городе построена церковь во имя Второго славного пришествия Господа нашего Иисуса Христа и Страшного суда его, освящена им 24 июня 1873 г. В это время он уже получил назначение на Иркутскую кафедру (31 марта 1873 г.). Спустя 5 лет удостоен звания архиепископа (1878). Умер Высокопреосвященный Вениамин в ночь с 1 на 2 февраля 1 892 г.

1873 - 1877. Епископ Павел (Петр Лаврентьевич Попов, 1811/12 г. - 1877).

Красноярский протоирей (до 1860 г.).

В июле 1857 г. представлен Пр. Иннокентию (Вениаминову) епископу Камчатскому. Курильскому и Алеутскому кафедральным протоиреем г. Красноярска Василием Дмитриевичем Касьяновым, который отметил его «благочестие, простоту, пастырскую деятельность и нищелюбие».

2 марта 1860 г. пострижен в монашество, 4 марта наречен, а в 6 марта хиротонисан во епископа Якутского, викария Камчатской епархии в Иркутском кафедральном соборе архиепи¬скопами Камчатским Иннокентием и Иркутским Евсевием. За два года до преобразования Якутского викариатства в самостоятельную епархию переведен на Новоархангельскую кафедру (1868 г. февраль). Преосвященный Иннокентий (Вениаминов) дал епископу Павлу следующую характеристику: «... он при всех достоинствах монаха и епископа (кроме одного: он плохой хо¬зяин), он совсем не администратор и при том характера очень скромного: и потому ему весьма будет нелегко управлять епархией какою бы то ни было. И я полагал бы переместить его в Новоархангельск, на что он изъявил согласие и самое искреннее..., и где он как викарий был бы на своем месте. Делопроизводства там можно сказать нет, а только одна забота о пастве..., а в этом отношении он будет полезен на месте Преосвященного Петра.... и при том перемещении его из Якутска в Новоархангельск не будет понижением, ибо Новоархангелькое викариатство стоит Якутского».

Спустя 4 года, в 1873 г. Пр. Павел назначен епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским. Умер Пр. Павел 25 мая 1877 г. от катара желудка в возрасте 65 лет, похоронен в кафедральном соборе города Благовещенска около левого клироса.

1877 - 1885. Епископ Мартиниан (Муратовский, умер в 1898 г.)

Священнослужитель Казанской епархии (до 1860).

15 октября 1860 года иеромонах Мартиниан назначен настоятелем Вознесенского монастыря в Иркутске. Удостоен звания архимандрита. В числе других представителей иркутского духовенства 17 апреля 1868 г. архимандрит Мартиниан в последний раз сослужил митрополиту Иннокентию (Вениаминов), отъезжавшему на кафедру Московской и Коломенской митропоЛИИ".

9 февраля 1869 г. хиротонисан во епископа Иркутской епархии, викария Селемджинского. Спустя 8 лет назначен епископом Камчатской, Курильской и Благовещенской епархии (1877. 9 ноября).

В 1878 г., 5 ноября Пр. Мартиниан освятил церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» в городском архиерейском доме. В следующем году. 29 апреля состоялась закладка нового каменного храма. Спустя 4 года (15 мая 1883) уже освятили главный алтарь храма во имя Покрова Божией Матери. В 1880 (10 июля) в городе заложен каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами: во имя Казан¬ской иконы Пр. Богородицы и во имя Архистратига Михаила.

6 июня 1882 в г. Благовещенске заложено каменное здание духовной семинарии, а 6 октября 1885 г. — освящено. В 1885 г. Пр. Мартиниан переведен в Крым. Умер 8 июля 1898 г7.

1885 - 1892. Епископ Гурий (Сергей Васильевич Буртасовский, 1845 - 1907)

Уроженец Казанской епархии, сын дьякона.

В 1871 году рукоположен иеродиаконом. В следующем году окончил Казанскую духов¬ную академию со степенью кандидата богословия, возведен в сан иеромонаха, направлен пре¬подавателем в Иркутскую духовную семинарию. Добровольно исполнял должность миссионера Иркутской духовной миссии (с 1873). В 1880 г. иеромонах Гурий возведен в сан архимандрита и утвержден в должности начальника Иркутской миссии. Вскоре был назначен ректором Благо¬вещенской духовной семинарии.

В 1885 г. хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского. Время его архиерейства связано со следующими событиями в епархии.

В Благовещенском тюремном замке в 1886 г. построена церковь во имя св. апостолов Петра и Павла. По инициативе епископа Гурия в городе Благовещенске основано Православное братство Пресвятой Богородицы. Преосвященный владыка являлся и его учредителей. При приходе кладбищенской церкви в городе в 1887 г. открылась частная школа (по инициативе настоятеля кладбищенской церкви о. Николая Логинова и церковного старосты О.П. Рязанова). Для лиц духовного звания в Благовещенске открылась богадельня (1889), а для вдов и сирот около 1890 г. был построен дом духовного ведомства. В 1892 г. (22 апреля- 7 мая) открылись епархиальный книжный склад, а также его отделения по епархии.

4 апреля 1892 г. епископ Гурий получил назначение на Самарскую кафедру. 23 апреля 1904 года - переведен на Самарскую кафедру. Умер после продолжительной болезни 5 января 1907 года.

1892 - 1897. Епископ Макарий (Михаил Федорович Дарский, 1842 - 1897)

Уроженец Тульской епархии, сын священника. . ., Окончил тульское духовное училище, затем духовную семинарию (1864) со званием сту¬дента семинарии. По окончании Московской духовной академии в 1868 г. поступил на должность законоучителя мужской гимназии в г. Иркутске. В 1869 - 1880 вел преподавательскую деятельность, исполнял различные должности по епархиальному управлению: катехизатор (1869), член епархиального комитета (1870), преподаватель латинского языка в мужской гимназии (1872), закона Божия в женской гимназии (1872), законоучитель в иркутском детском саду (1875), смотритель иркутского духовного училища (1880). 27 января 1881 пострижен в монаше-гво. 7 августа этого же года возведен в сан архимандрита, назначен начальником Иркутской уховной миссии, а также настоятелем Ниловской пустыни.

С 1882 г. — сверхштатный член иркутской духовной консистории. В 1883 8 августа назначен настоятелем Иркутского Вознесенского первоклассного Св. Иннокентьевского монастыря. В этом же году 9 октября хиротонисан во епископа. Киренского, второго викария Иркутской епархии архиепископом Иркутским Вениаминовым и епископом Селенгинским Мелетием.

В 1889 г. назначен первым викарием Иркутской епархии. Спустя 3 года (1892, 26 октября) назначен епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским. С именем епископа Макария связаны многие события духовной жизни епархии.

В 1894 г. в по инициативе Преосвященного в г. Благовещенске начало издаваться первое периодическое издание Амурской области - «Камчатские епархиальные ведомости». В конце марта этого же года в городах Благовещенск, Хабаровск, Николаевск, Петропавловск, селе Ни¬кольское на Суйфуне Камчатской епархии открылись отделения Камчатского епархиального училищного совета. В 1895 г. в Благовещенске открылись церковно-приходские школы при кафедральном соборе вол имя Благовещения Пр. Богородицы и при кладбищенской церкви во имя Вознесения Господня. В следующем году епископ Макарий освятил Вознесенскую церковь - вторую кирпичную церковь в г. Благовещенске. В 1897 году организовано общество вспомо-ществования недостаточным ученикам Благовещенской духовной семинарии и соединенного с ней духовного училища, 13 июля утвержден устав общества".

Умер Преосвященный Макарий 7 сентября 1897 г. похоронен в Кафедральном соборе го¬рода Благовещенска, у правого клироса.

1897 - 1899. Епископ Евсевий (Евгений Иванович Никольский. 1861 - 1922)

Уроженец Тульской губернии, сын священника.

По окончании Московской духовной академии (1885) назначен учителем русского и цер¬овнославянского языков в Могилевском духовном училище. В 1888 г. помощником смотрите¬ля этого же училища, с 1890 - член Могилевского уездного отделения Епархиального училищ¬ного Совета. В августе 1893 пострижен в монашество, возведен в сан иеродиакона, затем иеро¬монаха. 1 сентября 1893 г. назначен членом Санкт-Петербургского цензурного комитета с воз¬ведением в сан архимандрита. Ректор Иркутской духовной семинарии с 18 октября 1893 г. В течении двух лет был редактором «Иркутских епархиальных ведомостей». 30 ноября 1896 г. наречен во епископа Кириенского, викария Иркутской епархии. Хиротонисан во епископа 26 января 1897. 4 октября назначен на Камчатскую кафедру. К празднованию 100-летнего юбилея со дня рождения Иннокентия Вениаминова. первого дальневосточного епископа, в 1897 г. в Благовещенске открылось Иннокентьевское училище, в следующем году Городская Управа сделала пожертвование на устройство центральной миссионерской школы им. Св. Иннокентия и устройство в память Св. Иннокентия церковно-учительской школы в с. Ангинском Верхолен-ского округа.

21 февраля 1898 г. епископ Евсевий освятил первую в Амурской и Приморской областях второклассную церковно-приходскую школу в с. Черемхово. которая готовили учителей для школ грамоты"

14 февраля 1899 г. назначен на кафедру вновь образованной Владивостокской епархии.

В 1906 г. возведен в сан архиепископа. В 1917 - 1918 гг. участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной церкви. Возведен в сан митрополита в 1930 г. Умер в января 1922 г.

1899 - 1900. Епископ Иннокентий (Иван Васильевич Солодчин, 1842 - ...)

Уроженец Томской области. Окончил духовное училище и духовную семинарию в Том¬ске. В 1863-1865 годах учился в духовной академии Санкт-Петербурга. Принял монашеский постриг 30 ноября 1875 года. В 1880-1885 гг. заведовал Катандинским миссионерским станом. В 1885-1890 состоял в должности духовника Томской духовной семинарии. В 1893 г. возведен в сан архимандрита. Состоял наблюдателем церковных школ Томской епархии (1894-1897). 9 февраля 1899 хиротонисан во епископа Благовещенского. II мая 1899 прибыл в г. Благовещенск, а 16 августа уже открыл епархиальный съезд духовенства (проходил в Никольской церковно¬приходской школе). 26 марта 1900 открылось Иоанно-Богословское Братство вспомоществова¬ния недостаточным воспитанникам Благовещенской духовной семинарии и соединенного с ней духовного училища. Покровителем Братства выступил Пр. Иннокентий. Как правящий архие¬рей, он оказывал всяческое содействие духовнику Благовещенской духовной семинарии игуме¬ну Илье и иеромонаху Софронию в таком богоугодном деле, как основание в Благовещенской епархии монастыря во имя Успения Божьей Матери, в память священного коронования их императорских величеств.

В августе 1900 г. взял на себя инициативу по организации и должной постановке сбора пожертвований и помощи нуждающимся воинам, участникам военных событий в Амурской области на границе с Китаем.

В к. 1900 г. отправлен на покой в Алатырский монастырь Сибирской губернии.

1900 - 1906. Епископ Никодим (Боков)

Хиротонисан во епископа, викария Сарапульской епархии в 1896. Состоял настоятелем основанного в г. Сарапуле Старцево-горского мужского монастыря.

17 декабря 1900 г. назначен на самостоятельную кафедру Благовещенской епархии, 6 мар¬та 1901 г. прибыл в г. Благовещенск. По его распоряжению с 1901 года начали проводится ежегодные съезды благочинных и депутатов духовенства. С 17 июля по 6 августа 1901 года в г. Благовещенске проходили первые курсы и съезд учителей церковноприходских школ епар¬хии. В г. Благовещенске в это время открылись Пророко-Ильинская церковно-приходская школа (1901, II октября), первое на Амуре женское епархиальное училище (1901. 14 октября), школа в приходе Свято-Троицкой церкви (1902, 23 сентября). В 1902 г. в епархии начала дейст¬вовать церковно-учительская школа, готовившая учителей для начальных народных училищ (с. Черемхово, Ивановской волости. Амурской области)..

31 мая 1903 г. прошел торжественный заклад каменного здания епархиального женского училища в г. Благовещенске.

При содействии Преосвященного Никодима 14 июня 1905 года в Амурской области (в За-зейском крае, устье р. Будунды) был учрежден мужской общежительный монастырь в честь Ус¬пения Божьей Материй.

Умер Пр. Никодим 13 марта 1914 г. (в это время был епископом Астраханской епархии).

1906 - 1909. Епископ Владимир (Иосиф Иванович Благоразумов. 1845 - 1914)

Окончил Казанскую духовную академию. Викарий вятской и рязанской епархий. В 1906-1909 годах епископ Приамурский и Благовещенский.

В 1907 году при Ильинской церкви-школе открылась амбулатория для бесплатного прие¬ма больных. При Пророко-Ильинской школе открылась воскресная школа (1908, 13 января). 13 августа 1907 года Пр. Владимир освятил новосооруженную церковь-трапезную при Будундин-ском Успенском монастыре. Под его руководством в 1907 г. велись работы по устройству епархиальной библиотеки-читальни. В 1908 году в епархии учрежден Градо-Благовещенский Богородично-Албазинский женский общежительный монастырь .

Епископ Владимир известен как духовный писатель. Его основные труды:

1. Св. Афанасий Александрийский. / Кишинев, 1895.

2. Избранные проповеди и статьи религиозно-нравственного содержания / Санкт-Петербург, 1901.

3. Слова, поучения и речи по поводу событий 1876-1878 г.г. /СПБ, 1900.

4. Иосиф Семалеко, митрополит Литовский и Виленский / СПБ, 1900.

5. Основы христианского воспитания детей / СПБ, 1900. Умер в 1914 году.

1909 - 1914. Епископ Евгений (Иоанн Бережков. 1864 - 1922)

Уроженец Владимирской губернии (1864, 15 марта).

В 1897 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, пострижен в монашество. Спустя 2 года возведен в сан архимандрита, назначен ректором Вла¬димирской духовной семинарии (1899). В 1905 г. хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. 22 мая 1909 г. назначен на самостоятельную кафедру Благовещенской епархии, 29 июля прибыл в Благовещенск. Пребывание епископа Евгения на кафедре Благо¬вещенской епархии отмечено следующими событиями. Духовная семинария была восстановле¬на в .составе всех классов, произведен ремонт семинарских зданий. Ежегодно проводились бо¬гословские чтения для народа. 30 марта 1912 г. состоялось освящение нового здания свечного завода. За 5 лет в Амурской области было построено 20 храмов и получено разрешение на строи-тельство еще 11, открыто около 50 церковно-приходских школ.

11 июля 1914г. Пр. Евгений назначен епископом Костромским и Галичским.

Умер в 1922 г. .

1914 - 1923. Епископ Евгений (Семен Алексеевич Зернов, 1877 - 1935)

Уроженец г. Москвы.

По окончании Заиконоспасского духовного училища, Московской духовной семинарии, в 1902 году закончил Московскую духовную академию, принял монашество, рукоположен в сан иеродиакона, затем иеромонаха и назначен преподавателем сектоведения в Черниговскую ду¬ховную семинарию.

В 1906 году возведен в сан архимандрита, назначен ректором Иркутской духовной семи¬нарии.

20 января 1913 года хиротонисан во епископа Керенского, викария Иркутской епархии.

11 июня 1914 года получил назначение на самостоятельную кафедру в г. Благовещенск. В 1923 году возведен в сан архимандрита.

Арестован с 29 на 30 августа 1923 года после всенощной в Благовещенском кафедральном соборе.

В 1923-1926 годах отбывал заключение в концлагере на Соловках, в 1926 - 1929 годах был сослан в Зырянский край.

После освобождения жил в Котельничах Вятской епархии. В 1934 году получил назначе¬ние на Нижегородскую кафедру, возведен в сан митрополита, но к месту назначения не прибыл, так как был вновь сослан на Соловки. Умер 30 октября 1935 года.

Список источников и литературы

1. Иркутская летопись, 1857-1880, №8 стр. 105. Иркутск 1914

2. Камчатские епархиальные ведомости. Благовещенск , 1894, 28 февраля №4 стр. 90

3. Барсуков. Иннокентий митрополит Московский и Коломенский. Москва. 1883. с.

4. ГААО, о. 1, д. 156, с. 17

5. Иркутская летопись. 1857-1880, №8, с. 242,298.

6. ГАОО. ф. 4И, о.1, д. 250.

7. Камчатские епархиальные ведомости, 1898, № 3, с. 248.

8. Якунин М. Епископ Гурий (Буртасовский). Духовный собеседник. 1896, 1(5).

9. Камчатские епархиальные ведомости. 1894, 15 марта, №5, с. 117.

10. Камчатские еп. вед., 1897, № 17, с. 146-148.

11. Камчатские епархиальные ведомости, 1895, № 2, с. 6-16.

12. ГААО, ф. 29-й, о.З, с. 305.

13. Акты Св. Патриарха Тихона. Москва, 199.., с. 861

14. Камчатские епархиальные ведомости. 1898, № 1.

15. Прозорова Г.М. «У истоков Владивостокеко-Камчатской епархии» // Журнал Московской патриархии. № II, 1995, с. 47-51.

16. Камчатские епархиальные ведомости. 1899, № 6.

17. Благовещенские епархиальные ведомости. 1914, № 7.

18. ГАОО, ф. 58, 0.1, д. 12.

19. Амурский край, 1901, №27.

20. Амурская газета, 1901, №33.

21. Амурский край, 1901, № 120.

22. Амурская газета. 1902, № 67.

23. Благовещенские епархиальные ведомости, 1903, № 18. 24.

24. Благовещенские епархиальные ведомости. 1908, №3, с. 71.

25. Сердюк М. Православные монастыри на Дальнем Востоке / Духовная культура: проблемы и тенденции развития. Сыктывкар, 1994.

26. Благовещенские епархиальные ведомости, 1914, №№ 16,17.

27. Благовещенские епархиальные ведомости, 1914 №19-20 стр. 241-246.



Читать все


Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Две памятные даты в истории открытия Владивостокской епархии
18.06.2018
В статье рассматривается вопрос о том, какую историческую дату можно принимать как день рождения Владивостокской епархии.
Православный храм - архитектурный символ России на Дальнем Востоке во второй по­ловине XIX - первой трети XX вв.
14.11.2017
Левошко С. С. Москва, НИИ теории архитектуры и градостроительства Важнейшим символом в архитектуре и градостроительстве последекабристской России, олицетворяющим величайшие духовные ценности XIX века - православие и народность, стал храм. Духовные
Иркутские епархиальные ведомости начала XX века о верованиях корейцев - Костров А.В.
29.02.2016
История Российско-Корейского взаимодействия имеет давнюю историю, которая в сво­ём составе имеет интересное исследовательское измерение.
Корейский архиерей (епископ Никольск-Уссурийский Павел) - Смагин А.Н.
29.02.2016
Изучение истории миссионерской деятельности Русской православной церкви на юге Дальнего Востока России во второй половине XIX - начале XX века является актуальной научной задачей...

Популярное

Престольный праздник в храме Духовного центра
18.07.2018
Владивосток . В воспоминание обре́тения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского в храмах епархии прошли праздничные богослужения. Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин , руководитель Центра подготовки церковных ...
В день ВДВ освящен фундамент храма Илии пророка - покровителя десантников
03.08.2018
Уссурийск . По благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина Епископ Уссурий ский Иннокентий совершил 2 августа 2018 года закладку храма в честь святого пророка Божия Илии в 83-й Воздушно-десантной бригаде. В основание ...
Архиереи митрополии сослужили Патриарху в Лавре
19.07.2018
Москва—Сергиев Посад . Делегация Приморской митрополии посетила Патриаршие торжества по случаю престольного праздника в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Глава митрополии митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин и епископ Находкинский и ...

Наверх