Новости митрополии

15.04.2014

Экскурсию для посетителей выставки «Свято-Троицкая Сергиева Лавра глазами паломника» провел епископ Иннокентий

Владивосток. В Приморском государственном музее им. В.К. Арсеньева продолжает работу фотовыставка «Свято-Троицкая Сергиева Лавра глазами паломника».

15 апреля 2014 года, в рамках Программы мероприятий, проходящих на площадке выставки, состоялась беседа-экскурсия с епископом Уссурийским Иннокентием, викарием Владивостокской епархии, настоятелем храма Успения Божией Матери Владивостока.

Его Преосвященство является одним из инициаторов открытия этой уникальной экспозиции, посвящённой году 700-летия преподобного Сергия Радонежского, поэтому он смог наиболее полно ответить на вопросы посетителей выставки, рассказать о том, как возникла идея выставки, ее концепция, какие фотоработы отбирались, как проходило сотрудничество с краевым музеем им.Арсеньева, с руководством краевых департаментов внутренней политики и культуры, которые поддержали открытие такой экспозиционной площадки. На встрече с владыкой Иннокентием присутствовали около полусотни посетителей выставки.

Ее открытие состоялось 4 апреля, при участии Главы Приморской митрополии митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина. Затем Высокопреосвященнейший владыка также встречался с посетителями экспозиции, делился своими впечатлениями о пребывании в Троице-Сергиевой лавре.

Планируется, что после Владивостока фотовыставка «Свято-Троицкая Сергиева Лавра глазами паломника» отправится по Приморью, ее примет сначала Красноармейский район, затем – Пожарский, Дальнереченский, Лесозаводский и Хасанский.

А ближайшее мероприятие в рамках выставки пройдет в четверг, 17 апреля, в 17 часов. Это будет встреча-диалог с фотохудожниками Владивостока на тему «Духовный сюжет в фотографии».

 

Из вступительного слова к экскурсии, которую провёл епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии:

- Во-первых, я благодарен всем вам за то, что вы нашли возможность прийти на эту встречу. И мы благодарны сотрудникам музея имени Арсеньева за то, что ими было очень много сделано для организации этой фотовыставки, посвящённой 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Это очень значимая дата для всей нашей страны и для нашей Православной Церкви.

В этой связи наш Священный Синод принял специальное обращение-послание всему русскому народу, в котором, кроме перечисления известных значимых исторических фактов в деятельности преподобного Сергия Радонежского, выразил следующую главную мысль: образ преподобного Сергия является для всех нас образом единения народа ради идеи святости, и это единение даровало нашему народу в прошедшие времена Божье благословение, это единение спасло наш народ.

Празднование 700-летия преподобного Сергия Радонежского было запланировано в соответствии с указом Президента России как совместное церковно-государственное мероприятие ещё два года назад. Сегодня вокруг нашей страны, вокруг Украины и всего Русского мира происходят важные события, и мы видим, что, действительно, спасение, сохранение и будущее всего Русского мира и нашего народа возможно только в единении через веру, хотя при этом, конечно, наверное, могут быть и разные политические взгляды.

На нашей выставке мы хотели бы подойти к осмыслению современным человеком фигуры преподобного Сергия Радонежского, этой духовной глыбы, которую Господь даровал нашей стране. Вспоминая житие преподобного Сергия, не перестаёшь удивляться, как Господь, начиная ещё с материнской утробы, явил ему Свою милость и благодать. Я думаю, всем известен этот эпизод, когда во время божественной литургии ещё не рождённый младенец Варфоломей (Сергий – это его монашеское имя) возгласил в материнской утробе – это уже было знамением того, что родится необычный человек.  Он, наверное, очень рано понял, что самое важное для него – это подготовка к вечности.

Господь избрал этого человека как Свой сосуд, через который благодать Божья будет распространяться другим людям. Преподобный Сергий избрал путь уединённого безбрачного монашеского жития, встал на путь подвижничества, строгого аскетизма в том далёком XIV веке, когда наша страна и весь наш народ находились в крайне тяжёлом состоянии разобщения и страха за своё будущее, когда бесконечные поборы баскаков Золотой Орды и набеги кочевников терзали его и не давали народу надежды на сохранение своей культуры и языка. Именно церковь в те времена позволяла народу сохранять свою культуру и язык, и именно через Церковь было явлено, в чём нужно искать спасение русскому человеку – так промыслил Господь.

На начальном этапе своего жития преподобный Сергий Радонежский не только не искал славы и человеческого общества, но наоборот, всячески убегал от них в глушь, в Радонежские леса. Сегодня на этих фотографиях мы видим, что вся эта земля уже освоена человеком, здесь много населённых пунктов, дорог, распаханных земель, но когда преподобный Сергий выбрал эти места для того, чтобы в них подвизаться, молиться Богу и впоследствии строить монастырь, здесь были густые дремучие леса.

Наверно, как человеку ему было страшно подумать, как он может всё это совершить. Но чем меньше у человека современных технических возможностей, тем больше у него надежды на Бога, и это удивительно. Люди, оказываясь в таком положении, обращались в молитвах к Богу и Пресвятой Богородице, и их молитва не была посрамлена, она была услышана. Хотя, конечно, к молитве надо было приложить и свой труд, не только молитвенный, но и обычные усилия, чтобы искать воду, готовить себе пищу, рубить деревья, и возводить здания и т.п. – всё это было реально. Сегодня мы должны, осмысляя этот труд преподобного Сергия по созданию монастыря, называемого сегодня Троице-Сергиевой Лаврой, понять, что это был тяжёлый труд, настоящее подвижничество ради того, чтобы человек мог в этом месте обрести духовное единение с Богом: чтобы был храм, где могла бы совершаться божественная литургия, где люди могли бы исповедаться, причаститься Святых Даров, ну и просто чтобы было где жить, укрывшись от холода и зверей.

Полностью закрыться от опасностей преподобный Сергий и его собратья не могли, эти опасности подстерегали их на каждом шагу, за каждым деревом. Но они этого не боялись. Их обращённость к Богу в молитве позволяла преодолевать эти тяжести, исходящие от мира бесовского или даже от разбойников, которые хотели чем-то поживиться в этих местах.

К концу XV века построенный преподобным Сергием Радонежским монастырь становится уже известным местом, где живёт человек, о котором стало явно, что он богоугоден, и к которому люди прибегают за советом, за благословением. Мы должны почувствовать, как складывалась в православном русском мире эта твёрдая убеждённость многих людей в том, что есть такие избранные люди, через которых Господь, как через пророков древности, открывает Свою волю, позволяет людям узнавать, что им делать в жизни, позволяет обрести какую-то надежду в той или иной сложной ситуации, понимание того, как нужно поступить. Если говорить об этом в современном понимании, то здесь речь идёт о старцах, но в этом смысле преподобный Сергий Радонежский в то время и был таким старцем, может быть, не по возрасту, поскольку он был ещё относительно молод, но уже до 40 лет он был убелён духовными сединами и полон духовной мудростью, и люди могли прибегать к его советам.

И вот к преподобному Сергию приходит князь Московский и великий князь Владимирский Димитрий перед битвой на Куликовом поле, после победы в которой он был прозван Димитрием Донским – приходит в полном смятении и в неуверенности в том, что он должен делать, неуверенности в том, что он сможет выиграть эту битву, которая была необходима для дальнейшей независимости русской земли. Князь приходит, беседует и получает духовное напутствие, через которое на князя Димитрия и его соратников, на всех его воинов ниспосылается Божие благословение, чтобы они небоязненно совершили своё служение.

И мы видим, как совершается Куликовская битва, пройдя через которую, многие погибли, но те, кто её пережили, очень скоро увидели, что та невидимая сила небесного воинства, которая сопутствовала нашим русским православным воинам, реальна и сыграла гораздо большую роль, чем сила физическая, хотя на стороне монгольского войска было гораздо больше воинов.

Благословение преподобного Сергия Радонежского сыграло значимую роль в истории Российского государства, ознаменовало собой целый этап развития. Поэтому, встречая 700-летие преподобного, мы всячески выделяем то, что произошло в тот период, предшествовавший Куликовскому сражению.

И ещё одно значимое событие, о котором здесь следует напомнить всем нам, произошло уже после земной кончины преподобного Сергия Радонежского, в начале XVII века, когда на том месте, где он построил свою келью, возник уже большой известный монастырь, обросший крепостными стенами, и когда этот монастырь оказался в окружении польско-литовских интервентов, стремившихся в полном смысле поработить нашу страну не только физически, но и духовно, потому что они несли с собой и собирались навязать совершенно другое, католическое и отчасти протестантское, западное, мировоззрение, и это было очевидно всем.

Это была духовная битва, и если бы в начале XVII века Россия её проиграла, то это привело бы к переформатированию русского народа, исчезновению русской души и всей Русской Православной Церкви. И выдержанная защитниками монастыря-крепости в течение около двух лет осада, была выдержана не только благодаря их мужеству, но и благодаря тем, кто в монастыре молился преподобному Сергию Радонежскому, молился Господу Богу. Эта невидимая поддержка, невидимое присутствие и покровительство преподобного Сергия для многих были очевидны.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Официальный сайт Владивостокской епархии МП РПЦ»,
а при размещении в сети Интернет – гиперссылку на сайт Владивостокской епархии МП РПЦ:
http://www.vladivostok-eparhia.ru